На территории заказчика. Архитектор Влад Голдаковский и ресторатор Михаил Бейлин о дизайне ресторанов
Vlad Goldakovskiy
Vero Vero, Zafferano, Toscana Grill, Vino e Cucina, «Хуторець на Дніпрі», «Кувшин», Molto Bene, Catch – далеко не весь список ресторанов, принадлежащих Михаилу Бейлину. Последний, над интерьером которого работала дизайн-студия YoDezeen, в конце прошлого года победил в международном конкурсе Restaurant & Bar Design Awards. Михаил — очень открытый и вместе с этим не очень публичный человек, а также интересный собеседник. Лично для меня тем, что любит и понимает архитектуру. Что стоит за его ресторанами? Как строятся одни из самых респектабельных заведений в Украине? Насколько важен для Михаила дизайн? Об этом я и решил с ним поговорить.
О том, как все начиналось
Влад:
Когда вы решили заниматься ресторанным бизнесом и как в него пришли?
Михаил:
Я предприниматель с большой историей: ранее руководил множеством бизнесов разных направлений, но в какой-то момент решил сфокусироваться на этой индустрии.
Влад:
Это же достаточно сложный бизнес. Как начинали?
Михаил:
Да, достаточно. Когда-то я мечтал открыть Starbucks и даже добился встречи с основателем сети Говардом Шульцем. Виделись мы в Лондоне. Тогда я был юношей с горящими глазами, большими планами и исследованиями украинского рынка: статистикой потребления кофе и прогнозами развития этой категории. Получил от него пару дельных советов, один из которых был — не заниматься этим, так как страна отчаянная, с низкой покупательной способностью и неразвитой кофейной культурой. Несмотря на то, что команда уже была собрана, я послушался его совета. Вместе с партнером Дмитрием, на то время одним из акционеров Козырной Карты, вместо Starbucks мы открыли «Кувшин». Ресторан показал хороший финансовый перформанс, и меня это заинтересовало. «Кувшину» уже 16 лет, и он по сей день успешно работает. Сейчас у нас 12 ресторанов, это: Vero Vero, Semifreddo, Zafferano, Toscana Grill, Bigoli, Trattoria Zucca, Piccolino, Vino e Cucina, «Хуторець на Дніпрі», «Кувшин», Molto Bene и Catch.
Влад:
У всех заведений итальянская тематика, не так ли?
Михаил:
В данный момент это не полностью так, но безусловно, Италия – это наша страсть. На самом деле, мы смотрим на все возможности, связанные с рынком гостеприимства и ресторанным рынком, как его составляющей части. К примеру, несколько успешных бизнесов из этой категории мы продали. Так сложилось с созданным нами в свое время сервисом доставки пиццы и суши «Суши 33». Ресторанный бизнес – это миллион возможностей, и каждая из них уникальна. Сейчас мы сидим в ресторане Catch. Его уникальность – 220 видов шампанского, 300 видов белого вина, а также 200 образцов лучшего красного вина.
Влад:
Гостиницы также входят в ваши бизнес-интересы?
Михаил:
Да, мы рассматриваем и эту сторону. Нас интересуют нишевые гостиницы. Сейчас мы изучаем это направление. Кстати, недавно я выступал на IForum как раз с докладом о будущем, в частности о будущем индустрии гостеприимства.
Влад:
И как на ваш взгляд она будет развиваться?
Михаил:
Я подготовил интересный контент и выделил ряд трендов. Попытался ответить на вопросы: что такое гостиничная индустрия, как она будет развиваться, как влияет на ее развитие современная модель потребления, технологии и глобализации. Тяжело бегло рассказать. Нужна отдельная встреча.
Про особенности помещений для ресторанов
Влад:
Как вы подходите к выбору помещения для своих объектов?
Михаил:
Я первый, кого ненавидят все арендодатели. Потому что знают, что я очень требовательно отношусь к стандартам качества помещения. Мы не идем на сделку с совестью. Очень долго выбираем. Очень долго договариваемся. Я тяжелый переговорщик с точки зрения условий найма помещений. Но если мы уже договорились, мы платим деньги и на десятки лет подписываем договора.
Влад:
Есть практика договариваться с арендодателями, отдавая им процент от своей месячной выручки, вместо фиксированной платы. Что вы думаете на этот счет?
Михаил:
Мне кажется, такой подход может привести к высоким рискам (в случае оптимистичного развития бизнеса), может увеличить твою затратную часть, сдевальвирует твои усилия.
О ценностях
Влад:
Что больше всего вас заводит в ресторанах? Еда, атмосфера?
Михаил:
Все в целом. И еда, и вино. У нас очень винная компания, а главное преимущество — самые низкие наценки на алкоголь. Мы относимся к этому бизнесу как к увлечению, тут нельзя быть только расчётливыми и рациональным. Должна быть страсть. И всех наших коллег в индустрии объединяет именно она. Сильное желание доносить свои ценности. Я считаю, что это здорово. У меня есть много разных бизнесов, но именно этот приносит действительно позитивную энергию.
Влад:
А какие ценности вы несёте в массы? Какими эмоциями наполняете?
Михаил:
В идеале — это когда зашедшие к нам гости попадают в новый мир с совершенно новыми ощущениями. Своим визитом они компенсируют происходящее на улице. В частности такая философия у ресторана CATCH. Ты заходишь, за тобой закрываются двери. За спиной осталась проезжая часть Киева, а впереди — Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио — все зависит от фантазии и желаний гостя. Пространство не должно характеризоваться национальной атрибутикой. Оно должно быть космополитичным, выражать эстетику современного мегаполиса и ритм жизни его жителей. И такая черта характерна всем нашим ресторанам.
Очень важно дарить эмоцию. Мы много работаем над качеством нашего продукта: от ингредиентов до формата сервировки и обслуживания. Для меня лучшая характеристика ресторана — это когда я, в частности, хочу на следующий день вернуться в это же место.
Наверняка у вас была ситуация, когда во время отдыха заграницей, вы, посетив один ресторан, отменили резервы в другие, чтобы вернуться в первый понравившийся. Вот у нас такая же цель — возвращать своих гостей.
У нас достаточно дорогие рестораны, средний чек — 40 долларов. Здесь, в CATCH, он выше — порядка 150 евро. Поэтому тут и выше требования нашего потребителя. Поверьте, он очень требовательный.
Влад:
Рынок дорогих ресторанов в Украине, да и в Киеве, достаточно ограничен.
Михаил:
Очевидно. Наши клиенты говорят нам: «Слушай, мы у тебя завтракаем, обедаем и ужинаем — это ненормально». Тем не менее, нам есть куда развиваться в этом сегменте. Но это не означает, что мы не рассматриваем другие направления. Сейчас, к примеру, работаем над новым демократичным проектом.
Влад:
Вы имеете в виду Рынок Городской Еды с Алексом Купером?
Михаил:
Да! Забегая наперёд, могу сказать, что в этом проекте мы представим лучшие бизнес-рестораны города за адекватные деньги. Там будут лобстеры по доступной цене, гость сможет выпить бокал просекко за 70 гривен, Vino e Cucina и Bigoli создадут тут Mozzarella Bar. Будет тайский ресторан. Форматов будет много. Один из них — социальный — хаб для встреч архитектурного сообщества с возможностью TED выступлений архитекторов и урбанистов. Рынок Городской Еды — это не только про еду, это такой себе городской hot spot.
О работе с архитекторами
Влад:
Когда вы начали работать с архитекторами? Когда решили, что сотрудничество с ними — это важный аспект вашего бизнеса?
Михаил:
Когда я начинал, у меня не было достаточно опыта и рынок был не очень развит. С эволюцией нашего бизнеса развивалась и индустрия дизайна и архитектуры. В целом, это взаимный обмен. Мы что-то даем архитекторам, они что-то дают нам. Сейчас мы достаточно успешно работаем с Артемом Зверевым и Артуром Шарфом. Мы довольны ими. Это такое партнерство: мы что-то рассказываем им, они что-то рассказывают нам.
В целом, я считаю, что качество и уровень украинских архитекторов растет, но его недостаточно. Если бы не финансовые ограничения, я бы работал с крутыми нью-йоркскими ребятами. Очевидно, они работают со светом так как никто не разбирается в этой стране. Недавно вел переговоры с одной иностранной студией, но мы пока не можем себе позволить такие ценники.
Влад:
У вас же здесь достаточно продуманный свет.
Михаил:
Да, у нас был небольшой консалтинг, но между проектированием и поставкой оборудования существует тонкая грань: когда тебе кто-то проектирует свет, настойчиво продает только свои девайсы и только свои лампочки тоже он.
Для медицинской картины: я — не самый сладкий заказчик, и с архитекторами у нас был достаточно тернистый путь. Я несколько раз заворачивал проект. Нужно отметить, что ребята относились с должным терпением и пониманием. Этот ресторан примечателен тем, что тут все локально: все местного производства, чем я очень горжусь. CATCH — тот случай, когда кастомное производство соответствует нашим стандартам и оно адекватно по инвестициям.
Об инвестициях
Влад:
Какие здесь инвестиции?
Михаил:
В целом мы исходим из модели от 2 до 3 тысяч долларов за м2 на открытие ресторана. Все зависит от ценообразования.
Влад:
Это с технологией и кухней?
Михаил:
Да, это со всем под ключ. Но тут нужно понимать наши возможности. Мы действительно крупная системная компания. Ко мне приезжают западные коллеги и учатся работать. Вот такой ресторан (CATCH), такого класса, стоит от 1,5 до 2 миллионов долларов как минимум.
Влад:
Как собираетесь привлекать гостей, чтобы отбивать инвестиции?
Михаил:
Много средств. Это и качество нашего продукта, и вау-эффект от дизайна интерьера. Купить нашего потребителя архитектурой или декором достаточно несложно. Рынок не развит. Например, эти оливковые деревья произвели такое впечатление на наших клиентов, что многие стали покупать их себе домой. Одни из первых в стране мы внедрили коммунальный стол, он невысокий, средней высоты. Достаточно успешно работает. Экспаты первые к нему бегут.
Влад:
Люди знакомятся за этим столом, завязывают контакты?
Михаил:
У нас статусный ресторан. Целевая аудитория всего 5 тысяч человек, и эти люди практически все друг друга знают.
Архитектура — это очень важно, но все-таки для нас остается главным качество продукта. Мы привозим сюда морепродукты из 30 стран мира. Тратим огромные деньги на обучение нашего персонала, в том числе и у знаменитых французских шеф-поваров. Мы покупаем на аукционах голубого тунца, испанский карабинерос, попугаев со Шри-Ланки. Объездили лучшие мировые рынки еды. Мы коммуницируем с небольшими домами шампанских вин. Кстати, при формальной дороговизне ресторана наценки на алкоголь незначительные. К примеру, бутылка Dom Perignon в Goodwine стоит 6300 гривен, а у нас она стоит 6700. На 400 гривен дороже чем в магазине — это же круто!
Влад:
У вас прямые поставки?
Михаил:
Да, по многим позициям у нас работают партнеры в Париже. Они дают нам хорошую цену. CATCH — это мифически супер дорогой ресторан. Мы уважаем наших клиентов. Поэтому мы не боялись, когда в 2014 году, в сложное для страны время открывали Vino e Cucina с двумя тысячами наименований вина. Хочешь получить лояльность и удовлетворенность потребителя — дай ему новый стандарт.
О главном в работе над архитектурой ресторанов
Влад:
Каковы ваши, как заказчика, требования к архитектуре объектов? Что для вас самое главное?
Михаил:
С одной стороны — слышать заказчика, с другой — быть самобытным и предлагать свое видение. К сожалению, наши архитекторы часто работают с избитыми решениями. Мы такое покупать не будем. Кроме того, есть некоторые архитекторы, коммерчески ориентированные, которые стремятся продать свою мебель или плитку. Я говорю: давай мы тебе заплатим 100 или 150 долларов за м2 комплексного решения и будем сами заниматься поставками. Они же продолжают настаивать на закупках мебели и материалов. В итоге мы жмем руки и прощаемся. К слову, наши ребята дорого просят за свою услугу, но мы договариваемся и уважаем их работу. Каждый должен заниматься своим делом. Архитектура — это моя страсть и слабость. Наверное, поэтому я не самый сладкий заказчик.
Влад:
А какая архитектура нравится именно вам? Однажды, во время нашей личной беседы, вы упомянули Френка Ллойда Райта?
Михаил:
Френк Ллойд Райт для меня вообще каноническая история. Период, когда он создал свои самые значимые работы (1940-е – 1970-е), — для меня особый. Мне кажется, в это время были сделаны самые интересные примеры архитектуры и промышленного дизайна.
Я достаточно консервативный человек. И, например, творчество Захи Хаддид для меня не близко. Я считаю, что архитектура должна работать не на краткосрочный эффект, она должна раскрываться долго и постепенно.
Можно долго смотреть на здание, и оно будет открываться в деталях снова и снова. Напротив, яркое или броское здание, вызывающее цирковой эффект “pop up”, может быстро начать раздражать. В целом мне близок подход органических архитекторов к работе.
Влад:
Вы знаете, что органическая архитектура — это целая философская платформа, разработанная еще Рудольфом Штайнером?
Михаил:
Ну конечно, я отдаю себе отчет в том, что за этим стоит. Я понимаю, что главное — это идея и за картинками должна стоять глубина. Вот, к примеру, снова возьмем этот ресторан. Как можно было передать морскую тематику без кричащих приемов? Без дешевой синей плитки, без аквариумов и веревок с парусами? Задача была показать объем. В первую очередь – море, объем которого посетитель ощущает подсознательно, а не благодаря дешевым приемам. Это коммуникация на эмоциональном уровне и это — идеальное решение.
Влад:
Интересно, что органические архитекторы в своей методологии очень много внимания уделяют пользователю пространства. Они буквально строят путь эмоций, впечатлений человека в пространстве. И это, кстати, достаточно прогрессивная практика сегодня. Многие компании, такие как тот же Starbucks, о котором мы говорили ранее, используют в своей работе методологию «Сервис Дизайна». Они также строят путь особого опыта посетителя в своих проектах, продумывая каждое впечатление, которое будет испытывать клиент в их заведении.
Михаил:
Вы правы, но мне кажется, это касается только массового рынка, где важен поток. В их сегменте они исповедуют философию третьей точки — между домом и работой. Чтобы занять эту нишу, нужно вкладывать много ценности в свое дело. В первую очередь — это расположение (локация), утилитарность, практичность и удобство.
Мы же напротив, не так часто открываем рестораны. У нас совсем другая история. Мы должны быть уверены во всех деталях, в каждой новой ситуации. Например, в команде. Вот мы сейчас готовимся открыть мясной ресторан и уже полтора года содержим команду: шеф-повара и ключевых людей, переводим продукты и тренируемся.
Пока мы не довольны продуктом, который делаем, а самое страшное — мы не можем найти помещение, которое нам нужно. Есть wish list (список желаний, — ред.) и я над этим работаю. Увы, пока не нашел. Проблема в том, что у нас очень мало качественной коммерческой недвижимости. Например, в очереди на помещение ресторана Vero Vero мы стояли 8 лет. Мы никогда не пойдем на компромисс и не будем размещаться в жилых домах. Пример того, как нужно проектировать коммерческие пространства, для меня Великобритания. Витринные группы и инсоляцию их архитекторы предусматривали еще 500 лет назад. У нас до сих пор не научились работать с этими категориями.
О целевой аудитории
Михаил:
Нашим рестораторам сложно. Целевая аудитория — 5 процентов населения. Это люди, которые готовы питаться в ресторане. Архитектура, мягко говоря, жалкая. Арендаторы — жадные. Но тем почетней приз. При всех мировых богатствах я верю, что наши повара — одни из лучших. Если у нас есть выбор — западный или украинский повар, мы всегда отдаем предпочтение украинцам. Да, мы можем обучаться у наших иностранных коллег. Но мы не идем на сделку с совестью и не пользуемся украинской моцареллой, как бы бесплатно она нам не доставалась. Помидорам украинским мы тоже пока что не верим. К сожалению, качества нет.
Мы долго готовим и разрабатываем проект высокой украинской кухни. Избегаем шароварщины, не хотим делать “pop up” проект. Но ты не можешь в Украине купить хороший продукт за адекватные деньги. К примеру, свиной шолдер хорошего качества в Украине будет стоить дороже, чем аналогичный итальянский. Это просто бред.
Об украинской высокой кухне
Влад
Украинская высокая кухня — интересная тема. Многие рестораторы заинтересованы в этом направлении.
Михаил:
Это настоящий вызов и для нас. У нас давно уже собрана рабочая группа из талантливых поваров. Тут работы на несколько лет. Украинская кухня в этом смысле — кухня с небольшим потенциалом. Поэтому мы ее изучаем, поднимаем ретро-рецепты. Точно так же и с архитекторами. Хороших мало. Не секрет, что наиболее успешные уже давно работают за рубежом. Качество их работы растет, и это открывает индустрии все новые горизонты. Я знаю, что вот этот ресторан мог бы появиться в любой столице мира.
Влад:
А смог бы CATCH стать сетевым рестораном?
Михаил:
Мы рассматриваем и такой сценарий. Есть много успешных примеров. Турецкие Nusret, Zuma, итальянский Cipriani – успешные международные проекты. Мы тоже учитываем такие возможности и изучаем внешние рынки.
О главном в дизайне
Влад:
Вернемся к дизайну. Что вы считаете самым главным для себя? Про свет вы уже рассказали.
Михаил:
Да, но мне тут свет не очень нравится. Есть проблемы. В частности, можно увидеть несовпадение схемы расстановки столов и висящих над ними светильников. Я считаю, что именно свет — слабое место украинских архитекторов. «Доверяйте мне, я разбираюсь в люменах», — услышать это для меня недостаточно. Второе — это эргономика. Утилитарность и практичность. Поведение посетителя в пространстве. С декором мы точно не отстаём, но это как раз не главное. Эргономика — от угла наклона спинки сиденья до полки на барной стойке, удобство открытия двери, потоки в ресторане, когда он полный или пустой, — вот что главное.
Влад:
Каковы ваши главные критерии при поиске помещения?
Михаил:
В первую очередь, высота потолков. В первую очередь! Для меня это болезненная тема. Не меньше 4-5 метров. На Рынке Городской Еды у нас будет 16 метров. Затем для меня важны расположение и инфраструктура. Пересечение всех транспортных и пешеходных маршрутов. Потенциал для открытия летних площадок. У нас (в стране, — ред.) с этим по-прежнему дефицит. Начиная с мая месяца, нашему потребителю важно наличие летней площадки. Удобство обеспечения технической и обслуживающей составляющих — кухня, загрузка, вывоз мусора, привоз продуктов.
О развитии
Влад:
Какие еще направления вы хотите развивать? Рынок Городской Еды, украинская высокая кухня, что еще?
Михаил:
Я говорил про загородный гостиничный комплекс. Отличный пример — Verholy. Он пользуется огромным спросом на рынке, и тут я снимаю шляпу. Насколько я понимаю, они это нашли интуитивно, что вдвойне круто.
Также в наших планах несколько нишевых ресторанов этнической кухни. Очевидно, что азиатскую кухню мы не оставим без внимания. Качественный мясной ресторан – мы смотрим в эту сторону тоже.
Влад:
Вы говорили о вау-эффекте в ресторане. Что вы подразумеваете под этим понятием?
Михаил:
Прежде всего это талант команды на кухне. Все остальное — вторично. Я знаю массу ресторанов с прикольными интерьерами, но при этом отвратительных «на вкус». И не стоить забывать об ambience (атмосфера, — ред). Если говорить об архитектуре: нет сверх решений, есть детали. Кроме того, вау-ресторан должен быть все время как новый. Именно по этой причине мы изобретали такие решения, которые всегда будут выглядеть свежими. Новая классика — это лучший комментарий для ресторана CATCH.
Я уверен, наш бизнес — это бизнес деталей. Мы выбирали лимон через тендер. Казалось бы, лимон! Наш клиент об этом не задумывается, но для нас эти детали важны. Такой же подход к бокалу для вина и тд.
Чем американские архитекторы лучше украинских?
Влад:
У нас в разговоре речь зашла про американских архитекторов. Вы сказали, они лучше наших. Чем конкретно?
Михаил:
Рынком в первую очередь. Рынок архитекторов — это рынок заказчиков. Рынок заказчиков — это состояние экономики. Чем экономика успешнее, тем качественнее в итоге архитектура. Это как искусство. У него нет рыночной стоимости. Когда у людей появляются деньги, они начинают думать о высоком. Архитектура — это категория искусства, и я хочу, чтобы на моей могиле было написано, что этот парень сделал с кем-то классное здание. Мы все умрем, а архитектура вечна, как и музыка. Америка — большой рынок. Много денег. Высокая культура. Это все формирует благодатную почву для творчества.
О том, сколько должен стоить дизайн
Влад:
Как вы считаете, сколько в Украине должен стоить дизайн ресторана?
Михаил:
С точки зрения общего бюджета строительства стоимость работы архитектора — это peanuts (с англ. – арахис, тут — мелочи). Поэтому торговаться в разнице на 15 долларов за метр — глупо. Это демотивирует команду.
Влад:
Тем не менее, вы говорите, что не можете позволить себе гонорары американских архитекторов.
Михаил:
Не можем, потому что американские архитекторы хотят брать на себя производство мебели. Это значительно повышает общую цену. Кроме того, часто международные команды открывают свои офисы в Дубае, Гонконге и начинают продавать вторичные аутсорсинговые продукты. Это сильно девальвирует качество проектов. Нужно общаться с главными архитекторами проектов, что не всегда возможно в таких видах сотрудничества.
Америка — крупнейший рынок. Очевидно, что все лучшие решения там. Очевидно, что все мозги утекают туда. И наши ребята часто делают там гостиницы, коттеджные поселки, синагоги. Я искренне радуюсь, когда наши архитекторы получают возможность реализоваться в мире. В то же время украинские производители мебели часто ведут себя неадекватно. Часто их работа не самого премиального качества может стоить как качественный иностранный аналог.
Влад:
Да, вы знаете, я пару лет назад проектировал итальянский ресторан. Мне срочно понадобилась мебель. Обратился к двум крупным производителям мебели для ресторанов и был очень удивлен, что цена на аналогичные стулья, столы, кресла, которые были мне нужны, в Голландии, у компании, что десятки лет работает с мебелью для horeca пространств, была почти такой же, что и у украинцев. Дороже на пару десятков евро на единице. По срокам наши производители тоже не были конкурентными. В итоге мы все заказали в Голландии.
Михаил:
Да, иногда и хочешь поддержать, а качества не получаешь.
Влад:
Но вы все равно работаете с нашим производителем…
Михаил:
Стараемся все-таки поддерживать. Мы не первый год выстраиваем отношения и пытаемся добиваться качества.
Влад:
Насколько глубоко вы вникаете в процесс стройки?
Михаил:
Достаточно глубоко. В целом мы довольны качеством рабочей документации, которую получаем от наших архитекторов. У нас есть целый отдел — порядка десяти человек, которые выполняют функции службы заказчика и технадзора. Кроме того, у нас работают свои инженеры, которые сотрудничают с архитекторами. Идеальное сотрудничество — это идейный союз. Мне нравится, когда архитекторы специализируются на чем-то и могут признать свои слабые стороны. Почерк остается почерком, но это точно проект совместного творчества.
О доме для себя
Влад:
А если бы вы себе строили дом, каким бы он был? Рестораны, понятно, - это про бизнес. А дом?
Михаил:
«Дом у водопада» Франка Ллойд Райт — это то, что нужно. Нет лучше дома в мире для меня. Я как раз сейчас над этим работаю. Органичность проявляется и в том, что это правильная работа с ландшафтом. Я сторонник элегантного, сдержанного стиля. Не люблю напыщенности. Люблю свет. Считаю, что глубокая мысль — неброская. С ней надо жить, и тогда ты ее все больше и больше раскрываешь. Это как дорогие вина. Факт в том, что 90 процентов всех дорогих вин открываются в первые три года. Поэтому некоторым вещам нужно давать время раскрыться.
Влад:
Насколько я чувствую, вы быстрый человек — быстро говорите, принимаете решения, скорее всего, тоже быстро, это как-то нехарактерно для таких людей — давать время, выдерживать.
Михаил:
Да, я ярко выраженный холерик, для меня важна страсть. Но некоторые вещи у меня занимают время, и мне нужно все хорошо обдумать. И тут я готов ждать. Я готов оперативно реагировать на небольшие вещи. А что касается архитектуры, дизайна — тут я готов очень детально продумывать, а это занимает время. И, вы знаете, мы добились того, чего хотели. Я доволен сочетанием материалов: камень, дерево в группах столешниц, бетон. Доволен зонированием. Мы долго спорили с кирпичом. Я купил несколько старых зданий, развалил их. Кирпич меняли несколько раз. Я нервничал. Вскрывали лаком, а потом снова меняли.
Про атмосферу в ресторане
Влад:
По поводу каменных столешниц: они достаточно холодные.
Михаил:
Холодные, но мы выносим горячие блюда, это во-первых, а во-вторых, помещению нужно передать какой-то объем, атмосферу моря. Кроме того, эти столешницы уравновешиваются деревом, мягкой мебелью, и создается баланс. Клиента нужно сдерживать, мне кажется. К примеру, мы не пускаем людей в шортах. У нас работает для них охрана. Создается особая атмосфера, которая чувствуется подсознательно. С одной стороны у гостя есть возможность расслабиться, с другой — некоторые вещи их дисциплинируют и даже выступают некими требованиями: от манеры поведения до манеры принятия пищи.
Совет архитекторам
Влад:
Что бы вы посоветовали украинским архитекторам?
Михаил:
Быть открытыми. Делиться опытом и перенимать его у других. Я вообще считаю, что архитекторы – это, по большому счету, Божьи люди. Их так мало, и у них тяжелая работа! Их надо поощрять. Кроме того, нужно организовывать мастер-классы, встречи и развивать архитектурную культуру в Украине.
Влад:
Наша рубрика и наша встреча как раз направлены именно на это.
Михаил:
На меня можете рассчитывать. Я лично готов участвовать в мастер-классах, говорить с архитекторами, разбирать наши кейсы в деталях, делиться экспертизой. Собирайте правильное сообщество. Нам нужны интересные люди, идеи. Я считаю что нужно тратить время на общение со средой, и тогда это порождает возможности. Я готов пригласить своих коллег-рестораторов. В этой среде я пользуюсь достаточно высоким авторитетом и ко мне прислушиваются. Очень важно развивать уровень профессионализма в сфере архитектуры.
Влад:
А что вы вкладываете в это понятие?
Михаил:
Глубокое понимание своей экспертизы. Не желание продать, а желание убедить. Мы готовы платить за проектирование пространства, света, но меня сильно раздражает, когда мне пытаются продать мебель, светильники, какие-то розетки люди, которые должны заниматься консалтингом. Не проблема — когда ты в чем-то не разбираешься и можешь это признать. Я в этом бизнесе уже 15 лет и каждый день узнаю что-то новое. Так же и в архитектуре. Это бесконечная история.
Читайте также: На территории заказчика. Беседа архитектора Влада Голдаковского с Андреем Ваврышем.
-
Шоурум професійної косметики Pleka у Києві від Bude Architects
Вибір редакції - Ищу идею Інтер’єр для молодої пари від Alta Idea Design Studio Студія Alta Idea Design Studio представила інтер’єр, який поєднує чуттєвий мінімалізм із функціональністю сучасного простору. Проєкт розпочинався з чистого аркуша — повністю відкритої площі 116 кв.м без стін та перегородок. Завданням було створити простір для молодої подружньої пари, що включає зону вітальні та кухні, спальню, дитячу кімнату, дві ванні кімнати й окрему гардеробну.
- Ищу идею Hram гедонізму в серці Києва від студії YOD Hram – музичний бар, натхненний духом гедонізму, розташований у серці Києва на цокольному поверсі ділового центру. Поруч знаходяться такі знакові місця, як центральна синагога, Палац Спорту та Площа Українських Героїв. Бар позиціонує себе як простір, де людина є головною цінністю незалежно від релігії, віку, гендеру чи музичних уподобань.
-
Ukrainian Design and Innovation Week 2024: підсумки третього сезону
Подія - Ищу идею "Жайворонки" на Подолі: інтер'єр, що поєднує свободу та функціональність З розвитком сучасних інтер'єрних тенденцій на перший план виходить вміння поєднувати естетику з раціональним використанням простору. Кафе "Жайворонки" на Подолі демонструє тонке мистецтво архітектурного балансу, де кожен елемент несе як естетичну, так і практичну цінність, трансформуючи невелику площу в багатофункціональний простір для відпочинку та роботи. Єлизавета Одінцова та її команда з Design Buro Odintsova перетворили невелике приміщення у житловому комплексі Podil Plaza Residence на затишне кафе для сніданків, де відвідувачі можуть насолоджуватись комфортом і домашньою атмосферою в будь-який час доби.
- Ищу идею Грація в деталях: інтер’єр від Ольги Русакової в ЖК «Республіка» Інтер’єр цієї квартири, спроєктований дизайнеркою Ольгою Русаковою в житловому комплексі «Республіка», – приклад ретельно продуманого простору, де поєднуються сучасний підхід до дизайну та максимальна увага до комфорту мешканців.
- Ищу идею Функціональність і мистецтво: інтер'єр квартири від DIHOME крізь призму супрематизму У світі дизайну, де сміливі рішення поєднуються з історією, важливо знаходити нові форми вираження, які водночас вшановують минуле. Проєкт квартири в стилі українського авангарду від дизайнерки Євгенії Ситник – яскравий приклад такого підходу. Сучасний супрематизм, натхненний рухом, що зародився понад століття тому в Україні, став основою для створення цього оригінального простору в Києві.
-
Український дизайн: стійкість і інновації на конференції "Сучасні матеріали і технології"
Подія -
Конференція: Сучасні матеріали і технології в будівництві та дизайні
Подія -
Двоповерхова квартира в Києві від дизайн-студії Planium
Вибір редакції